Главная » Как правильно устанавливать

Правильно устанавливать головку блока цилиндров



Основные правила замены прокладки ГБЦ

Решив стать полноценным автомобилистом, вам волей-неволей придётся знакомиться с устройством автомобиля - хотя бы поверхностно. Лучше, конечно, если вы будете что-либо знать досконально. Не все узлы и агрегаты, но основные из них. То, в чём вы пока не разбираетесь, вполне естественно, кажется вам тёмным лесом и загадкой вселенной, но мы поможем со временем разрешить, если не все загадки автомобильного мироздания, то хоть часть из них, создав ряд инструкций по ремонту. Например, совершенно не лишним будет знать, как и для чего производится замена прокладки головки блока цилиндров, от которой зависит точная, долговременная и качественная служба двигателя вашей машины.

Что, зачем и почему

Прокладка ГБЦ предназначена для точного уплотнения соединений. Она сразу и единовременно три важнейшие вещи в каждом моторе:

  1. Каналы системы охлаждения.
  2. Систему газораспределения двигателя.
  3. Систему маслообеспечения.

Следует помнить, что практически при любом вмешательстве в ГБЦ замена прокладки головки блока цилиндров должна производиться автоматически, ибо это обычная одноразовая деталь, которую повторно не используют и не устанавливают.

Если прокладка ГБЦ подаёт признаки скоропостижной смерти, то вы сможете определить это по следующим признакам:

  • возможна утечка масла И/или жидкости системы охлаждения на стыковых участках;
  • при проверке уровня масла, на щупе может появиться белый (полупрозрачный) налёт, что свидетельствует об утечке жидкости охлаждения через прокладку;
  • из выхлопной трубы на первых порах после запуска двигателя может появляться светло-сизый дым, который говорит о попадании всё той же охлаждающей жидкости в один или во все цилиндры;
  • обратная утечка может произойти и с маслом, если при доливке жидкости охлаждения в бачок вы увидите там масляные пятна.

Это, пожалуй, самые типичные и основные признаки дефекта (износа) прокладки головки блока цилиндров, после обнаружения которых необходимо таковую прокладку как можно быстрее поменять.

Типы прокладок

На сегодня во всём автомире существует три вида, которые активно используют на машинах разного класса. Есть, конечно, совсем уникальные экземпляры, но мы о них говорить не станем, ибо используются они в гоночных шоу типа Формулы-1 или вообще, в авиации. Итак:

  1. Прокладки безасбестовые, способные почти не изменять свою первоначальную форму, либо быстро её возвращать при незначительной деформации.
  2. Прокладки на основе асбеста, которые достаточно упругие, эластичные и, что самое главное, способные выдерживать без повреждений высокие температуры.
  3. Металлические прокладки, по праву считающиеся самыми эффективными и надёжными.

Основные правила замены прокладок

Как и при любой разборке-сборке сложных узлов и агрегатов, вам потребуется много внимания и аккуратности. В автомобилях разных марок и моделей бывают некоторые не похожие друг на друга технологии креплений или стыковок, но в общих чертах ваши действия должны быть всюду одинаковыми и схожими (универсальными для всех машин):

  1. Естественно, первым делом нужно разобрать всё барахло, связанное с головкой блока цилиндров, желательно помечая при этом каждую деталь, каждый шланг и каждый патрубок маркером, мелом, да хоть чем - лишь бы потом при обратной сборке установить каждую деталь точно на прежнее место, а каждый болт и винт закрутить туда, куда надо.
  2. При покупке новой прокладке убедитесь, что она соответствует по своим характеристикам тому крутящему моменту, который предусмотрен вашим двигателем.
  3. Обратная установка головки блока цилиндров после смены прокладки должна производиться точно по направляющим и никак иначе.
  4. Заметьте, что как откручивание болтов, так и обратное затягивание болтов должно производиться очень аккуратно и постепенно, чтобы во-первых, не сорвать резьбу, а во-вторых, снять напряжение на один из болтов и тем самым навредить креплениям.
  5. Разумеется, не забывайте (согласно нанесённым меткам) закрепить в обратном порядке все шланги и патрубки, вернув головке блока цилиндров рабочий вид.

Снятие и установка головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-406

Снятие

Головку блока можно снять с ресивером и выпускным коллектором.

Если головку блока снимают с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить операции, указанные в подразделе Снятие и установка двигателя .

Еще можно посмотреть в статье - Замена прокладки ГБЦ .

Затем отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора, отсоединить шланг от корпуса дроссельной заслонки, снять подводящую трубу радиатора, снять генератор.

Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.

1. Снять распределительные валы.

2. Ослабить затяжку хомутов 1 и снять со штуцеров корпуса дроссельной заслонки шланги 2 и 3.

Осмотр, дефектовка и ремонт головки блока

1. После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить. Очистить камеры сгорания и клапаны от нагара.

2. Осмотреть головку блока. Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов, следы прогара и трещины на стенках камеры сгорания, заменить головку блока.

3. Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку. Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки блока, посередине, вдоль и затем поперек и щупом измерить зазор между поверхностью головки и линейкой. Если зазор превышает 0,1 мм, головку заменить.

4. Проверить зазоры в подшипниках распределительных валов.

5. Проверить зазоры между гидротолкателями клапанов и каналами под гидротолкатели в головке блока. Зазор вычисляют как разность между диаметром канала и диаметром гидротолкателя.

Номинальный диаметр канала под гидротолкатель 35,0 +0,025 мм, предельно допустимый — 35,1 мм. Номинальный диаметр гидротолкателя 35,0 –0,025 и 35,0 –0,041 мм, предельно допустимый диаметр — 34,95 мм. Предельно допустимый зазор 0,15 мм. Если зазор превышает указанную величину, заменить гидротолкатель. Если и это не даст положительного результата, заменить головку блока.

6. Осмотреть клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан необходимо заменить. Незначительные риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой.

Притирку клапана к седлу производят следующим образом :

- вставить клапан в головку блока;

- надеть на стержень клапана приспособление для притирки клапанов;

- нанести на рабочую фаску клапана тонкий слой притирочной пасты, представляющей собой смесь мелкого абразивного порошка с моторным маслом;

- поворачивать клапан с помощью приспособления в обе стороны, периодически прижимая к седлу. Внешним признаком удовлетворительной притирки является однотонный матово-серый цвет рабочей фаски седла и клапана. После притирки протереть седло и клапан чистой тряпкой и тщательно промыть для удаления остатков притирочной пасты. Чтобы проверить герметичность клапана, установить его в головку блока вместе с пружинами и сухарями. После этого положить головку блока набок и залить в канал, закрываемый клапаном, керосин. Если в течение 3 мин. керосин не просочится в камеру сгорания, клапан считается герметичным.

7. Проверить состояние пружин клапанов. Искривленные пружины, а также имеющие трещины или поломанные, нужно заменить.

8. Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.д.) можно вывести притиркой клапанов. Более значительные дефекты можно устранить шлифовкой. После шлифовки проверить биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм. После шлифовки притереть клапаны. Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц. Следует учесть, что после шлифовки седла клапан садится в седло глубже. Поэтому после шлифовки нужно измерить расстояние между торцом стержня клапана, прижатого к седлу, и осью распределительного вала. Если это расстояние меньше 35,5 мм, заменить головку блока, так как в этом случае нарушается нормальная работа гидротолкателей клапанов.

9. Проверить зазоры между направляющими втулками и клапанами. Зазор вычисляют как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана. Предельно допустимый зазор равен 0,2 мм. Если зазор превышает указанный, заменить клапан и направляющую втулку. Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания. Устанавливают новые втулки с надетыми на них стопорными кольцами до упора стопорного кольца в плоскость головки блока со стороны отверстия под гидротолкатели. Втулки перед установкой нужно охладить до –40. 45 С, а головку блока нагреть до температуры +160. 175 С. Втулка должна вставляться в головку блока свободно или с незначительным усилием. В запасные части направляющие втулки клапанов поставляют трех ремонтных размеров. Первый ремонтный размер с увеличенным на 0,02 мм наружным диаметром втулки. Второй — наружный диаметр втулки 14,2 +0,053 и 14,2 +0,040 мм, третий — с увеличенным на 0,02 мм диаметром от второго размера. При установке втулок первого ремонтного размера отверстие под втулку в головке блока не растачивать. При установке втулок второго и третьего ремонтных размеров нужно расточить отверстие до диаметра 14,2 –0,023 и 14,2 –0,050 мм. После установки новых втулок развернуть в них отверстие под клапаны. Затем прошлифовать седла клапанов, как было указано выше.

10. Для того чтобы проверить головку блока на отсутствие трещин, нужно подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подвода сжатого воздуха. Заглушить все отверстия в головке деревянными пробками. Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах, где есть трещины, будут выходить воздушные пузыри.

Сборка

Собирают головку блока в порядке, обратном разборке. Перед установкой смазать моторным маслом маслоотражательные колпачки, стержни клапанов и гидротолкатели клапанов. Устанавливать клапаны и гидротолкатели в соответствии с метками, нанесенными при разборке. Установить прокладку задней крышки головки блока и заднюю крышку на герметик Гермесил или подобный ему.

Установка

Порядок затяжки болтов крепления головки блока показан на рисунке.

Болты крепления головки блока затянуть в два этапа: 1-й этап — 40–60 Н м (4,0–6,0 кгс м); 2-й этап — 130–145 Н м (13,0–14,5 кгс м).

ЦЕНТР ДИЗЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сборка и установка головки блока цилиндров

Для этого проверните коленчатый вал двигателя до установки поршня в ВМТ, установите индикатор так, чтобы острие его иглы касалось поверхности блока. Установите показания индикатора на нуль, затем иглу индикатора установите на верхнюю плоскость поршня и по показаниям индикатора определите величину возвышения поршня над блоком цилиндров. Измерения для каждого поршня следует проводить в 4 точках (рис.60).

Вычислите среднее значение возвышени. для каждого поршня и, по средним значениям для поршней, вычислите среднюю величину возвышения (Н) для всех поршней. По величине Н подберите прокладку нужной толщины в соответствии с указаниями ранее приведенных таблиц.

Общее правило для выбора: если среднее возвышение для какого-либо из поршней превышает толщину выбранной прокладки на 0,08 мм, установите прокладку следующей группы толщины, если разница между средним значением возвышения для любого поршня и толщиной выбранной прокладки меньше указанного значения, устанавливайте прокладку с выбранной по приведенной методике толщиной. Если прокладка головки блока заменяется без проведения каких-либо обработок блока и головки, устанавливайте прокладку того же класса по толщине, что и заменяемая прокладка.

Установите головку блока цилиндров на место. Как правило, на головке имеются метки ориентации установки, если по конструктивному исполнению головки они требуются. Обычно фирмы рекомендуют перед установкой головки блока установить коленчатый и распределительный валы в фиксированное положение (например, в положение, при котором поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия), однако можно установить коленчатый вал в положение, при котором поршни занимают положение на середине хода: это исключит столкновение поршней с клапанами. После закрепления головки блока, не проворачивая коленчатый вал, установить распределительный вал в положение синхронизации моментов начала впрыска топлива, а затем установить в это положение коленчатый вал, осторожно проворачивая его. Методику установки валов в фиксированное положение в соответствии с рекомендациями фирм смотрите в разделе Зубчатый ремень привода . Заверните от руки болты крепления головки блока цилиндров, а затем затяните их в несколько проходов с рекомендуемым моментом затяжки в последовательности от центра блока к краям (рис.61).). Например, для двигателя RD28 затяжку рекомендуется выполнять в сле¬дующем порядке (смотрите рисунок 61):

1.Затянуть болты М12 с моментом затяж¬ ки 29 Н м за один проход и с моментом затяжки 113 Н м за второй проход, затем ослабить болты.
2.Затянуть болты М12 за один проход моментом затяжки 29 Н м и с моментом затяжки 118-125 Нм за второй проход.
3.Затянуть болты М8 с моментом затяжки 15-20 Нм.

Сборка головки блока цилиндров заключается в установке ранее снятых элементов по методикам, описанным в соответствующих разделах. Перед установкой головки проверьте чистоту поверхности, прилегающей к блоку, и поверхности блока цилиндров. Обратите особое внимание на отсутствие на указанных поверхностях остатков прокладки или герметика.

Если блок цилиндров промывался, убедитесь в том, что в отверстиях блока цилиндров под болты крепления головки цилиндров нет остатков промывочной жидкости. Как правило, японские фирмы не рекомендуют повторно использовать прокладку головки блока цилиндров даже при отсутствии видимых повреждений, хотя иногда такой вариант допускается (например, при замене прокладки двигателя RD28, фирма Nissan). Прокладки классифицируются по толщине. Условное обозначение прокладки может выполняться разными способами: местом расположения вырезов идентификации, количеством вырезов или буквенным обозначением.

Для двигателей 2L и 3L толщина прокладки определяется по месту расположения идентификационного выреза или по буквенному обозначению группы прокладки (рис.58). Для определения требуемой толщины прокладки определите величину возвышения верхней плоскости поршня над блоком цилиндров (рис.59).

Для этого проверните коленчатый вал двигателя до установки поршня в ВМТ, установите индикатор так, чтобы острие его иглы касалось поверхности блока. Установите показания индикатора на нуль, затем иглу индикатора установите на верхнюю плоскость поршня и по показаниям индикатора определите величину возвышения поршня над блоком цилиндров. Измерения для каждого поршня следует проводить в 4 точках (рис.60).

Вычислите среднее значение возвышени. для каждого поршня и, по средним значениям для поршней, вычислите среднюю величину возвышения (Н) для всех поршней. По величине Н подберите прокладку нужной толщины в соответствии с указаниями ранее приведенных таблиц.

Общее правило для выбора: если среднее возвышение для какого-либо из поршней превышает толщину выбранной прокладки на 0,08 мм, установите прокладку следующей группы толщины, если разница между средним значением возвышения для любого поршня и толщиной выбранной прокладки меньше указанного значения, устанавливайте прокладку с выбранной по приведенной методике толщиной. Если прокладка головки блока заменяется без проведения каких-либо обработок блока и головки, устанавливайте прокладку того же класса по толщине, что и заменяемая прокладка.

Установите головку блока цилиндров на место. Как правило, на головке имеются метки ориентации установки, если по конструктивному исполнению головки они требуются. Обычно фирмы рекомендуют перед установкой головки блока установить коленчатый и распределительный валы в фиксированное положение (например, в положение, при котором поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия), однако можно установить коленчатый вал в положение, при котором поршни занимают положение на середине хода: это исключит столкновение поршней с клапанами. После закрепления головки блока, не проворачивая коленчатый вал, установить распределительный вал в положение синхронизации моментов начала впрыска топлива, а затем установить в это положение коленчатый вал, осторожно проворачивая его. Методику установки валов в фиксированное положение в соответствии с рекомендациями фирм смотрите в разделе Зубчатый ремень привода . Заверните от руки болты крепления головки блока цилиндров, а затем затяните их в несколько проходов с рекомендуемым моментом затяжки в последовательности от центра блока к краям (рис.61).). Например, для двигателя RD28 затяжку рекомендуется выполнять в сле¬дующем порядке (смотрите рисунок 61):

1.Затянуть болты М12 с моментом затяж¬ ки 29 Н м за один проход и с моментом затяжки 113 Н м за второй проход, затем ослабить болты.
2.Затянуть болты М12 за один проход моментом затяжки 29 Н м и с моментом затяжки 118-125 Нм за второй проход.
3.Затянуть болты М8 с моментом затяжки 15-20 Нм.

Источники: http://nashikolesa.ru/pod-kapotom/osnovnye-pravila-zameny-prokladki-gbc, http://avtomechanic.ru/remont-gazeli/dvigatel-zmz-406/sniatie-i-ustanovka-golovki-bloka-tcilindrov-zmz-406, http://www.4diesel.ru/razborka-i-sborka-dvigatelya/160-sborka-i-ustanovka-golovki-bloka-cilindrov






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением



Как правильно:



Статьи по теме:

Как правильно снять медицинские перчатки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ПЕРЧАТОК В ОТДЕЛЕНИЯХ ЛЕЧЕБНЫХ далее...

Как правильно ходить палками видео

Скандинавская ходьба с палками, как быстрый метод далее...

Правильно разметить фундамент руками

Разметка фундамента Один из первых этапов работы далее...


Популярные:

Как правильно заполнять рецензию на дипломную работу (183)
Распоряжение принято или издано как правильно (51)
Через сколько похудеешь правильном питании (47)
Как правильно открывать теплицу с помидорами (39)
Как правильно одеть ортез на голеностопный сустав (35)
Как правильно вставлять фумигатор (33)

Наиболее читаемые:

Как правильно одеть памперс лежачему больному видео

Привлечение внимания к лежащим больным. Когда в далее...

Как правильно резать плитку плиткорезом видео

Главная Укладка плитки и ремонт Как резать плитку далее...

Как правильно спроектировать фундамент для дома

Как спроектировать фундамент частного дома? Опубликовал автор этого блога далее...