» Как правильно составлять
Как правильно составлять методические рекомендации
Как составить методические рекомендации
Предварительный просмотр:
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
➢ сведения об авторе (авторах);
➢ список рекомендуемой литературы по данной теме;
➢ приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
➢ название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
➢ фамилия, имя, отчество автора;
➢ название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
2. На втором листе вверху приводится аннотация. включающая лаконичные сведения о:
➢ сути рассматриваемых вопросов;
➢ предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
➢ источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
➢ возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
➢ Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О. должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
➢ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
➢ определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
➢ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
➢ обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурировать в следующей логике:
➢ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
➢ дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
➢ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
➢ предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
➢ планы проведения конкретных дел, мероприятий;
➢ методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
➢ примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
➢ методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
➢ схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
➢ примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА
Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной Общеобразовательной Программой и Уставом. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году.
Четкой классификации планов ДОУ нет, предлагается множество вариантов составления планов, суть которых, как правило, сводится к переписыванию содержания из годового плана в месячный, из месячного в ежедневный.
Можно выделить следующие трудности в планировании:
· отсутствие четкой и одновременно простой модели планирования,
· слабая реализация главных принципов воспитания и обучения (систематичность, последовательность и пр.),
· перегруженность (недогруженность) планов,
· несбалансированное распределение обязанностей между исполнителями,
· неравномерное планирование сроков мероприятий.
· - высокая плотность планов;
· - неравномерное распределение мероприятий между исполнителями и по срокам;
· - планирование нереальных дел;
· - отсутствие контроля и самоконтроля;
· - нерациональная композиция целей (совокупность выделенных задач не обеспечивает в полном объеме достижение цели или задачи пересекаются);
· - выдвижение в качестве цели процесса, а не результата;
· - чрезмерная фиксация внимания на второстепенных деталях.
Годовой план начинается с написания анализа работы ДОУ за прошедший учебный год. Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году. В вводной части прописывается анализ результатов работы, причин невыполнения предыдущего годового плана, особых затруднений в работе воспитателей, интересной экспериментальной работы, мнения родителей о перспективах развития в ДОУ. Рекомендуется намечать 2 – 3 задачи, вытекающие из плана развития ДОУ и анализа его работы за прошедший период. Бывает так, что та или иная задача вызвана неудовлетворительным положением дел по конкретному вопросу. Проанализировав все перечисленные параметры, обсудив полученные результаты с коллективом, выбрав основные направления по которым будет работать коллектив в предстоящем учебном году, можно переходить к формулировке основных задачдеятельности ДОУ на предстоящий учебный год. Суть анализа не в том, чтобы дать перечень сделанного в учебном году, а в том, чтобы сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, обеспечивающие успех; выявить причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий.
Формулировка годовых задач вызывает у старших воспитателей, заместителей заведующих, да и заведующих тоже наибольшие трудности. Задачи: первая третьего года, вторая второго года, третья новая. Задача пишется с глагола, например: совершенствовать, формировать, создавать условия и т.д. Одна из задач по здоровьесбережению.
Нужно постараться сделать так, чтобы задача была не очень объемной в плане ее выполнения и реальной для решения, но и не очень узкой, замыкающейся на очень конкретных условиях ее реализации. Важно в самом начале написания годового плана распределить всю работу так, чтобы соблюдался баланс между различными формами работы, как с детьми, так и с родителями, и с педагогами.
По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:
1. Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);
2. Основное содержание плана;
3. Сроки выполнения запланированных мероприятий;
4. Ответственные за выполнение плана лица.
Приступая к составлению годового плана ДОУ, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана.
Нужно помнить, что годовой план – это живой рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением. Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступать от ранее запланированных мероприятий. Нужно только уметь доказать, объяснить почему нужно так поступить.
Следует учесть и то, что в годовой план требует построения определенной работы с кад рами, организационно-педагогической работы с детьми, построения взаимодействия с семьей.
Один из ответственных моментов: выбор формы написания плана. Форма написания плана может быть самой различной:
календарной (разбитой по месяцам),
цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),
текстовой (иметь текстовое описание содержания),
табличным (иметь табличную форму написания),
блочно – схематичным ( разбитым на определенные блоки работы).
Годовой план должен включать в себя:
- описание организационно-педагогической работы (подготовка ДОУ к новому учебному году, качественная и количественная характеристика педагогов, расстановка по возрастным группам, материальное обеспечение педагогического процесса, организация предметно-развивающей среды и т.д.);
- перечень мероприятий, направленных на повышение педагогической квалификации воспитателей;
- описание мер контроля за воспитательно-образовательной работой в ДОУ, работой всех структур ДОУ;
- представление многоплановой работы с родителями;
- перечень мероприятий, направленных на повышение квалификации обслуживающего персонала;
- описание административно-хозяйственной работы в ДОУ;
- расписание медико-профилактической работы в ДОУ;
- перечень производственных собраний и мероприятий.
Этапы составления плана:
Iэтап. Сначала спланировать ежемесячно повторяемые дела, определяемые спецификой работы ДОУ и особенностями каждого месяца учебного года (например, проведение педагогических советов, первичной полугодовой и итоговой диагностики дошкольников, подготовка и проведение праздников и др.).
IIэтап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционными для этого ДОУ сложившимися мероприятиями (например, проведение праздников Папа, мама, я – спортивная семья”, Конкурс педагогических идей” и т.д.).
IIIэтап. Запланировать новые мероприятия для реализации целей и задач, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год. Для самоанализа плотности годового плана предлагается построить диаграмму: по вертикали отметить количество мероприятий, по горизонтали – месяцы года.
Разделы плана ( для примера): 1. Работа с кадрами. 2. Организационно-педагогическая деятельность. 3. Контрольно- аналитическая деятельность. 4. Организация воспитательно и оздоровительной работы. 5. Административно- хозяйственная деятельность.
Обязательные приложения к годовому плану СКАЧАТЬ
Курсовые проекты выполняются по спецдисциплинам и дают возможность закрепить именно те теоретические знания и умения, которые понадобятся в их будущей профессиональной деятельности. Проектирование как метод познания помогает студентам осознать, какую роль играют знания и умения, когда они перестают быть абстрактными и становятся практически полезными, необходимыми для овладения профессией.
Что такое курсовой проект? Не существует единой формулировки. Разные авторы предлагают следующие варианты:
Курсовой проект – это …
самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная под руководством преподавателя, одна из основных форм учебных занятий и форм контроля учебной работы студентов [3]
специально организованный процесс индивидуального решения определенной проблемы, направленный на достижение комплекса обучающих, развивающих и воспитательных целей с обязательной презентацией полученных результатов [4]
Цели курсового проектирования:
Выявление уровня усвоения теоретического материала
Обобщение теоретических знаний и практических умений и навыков в систему
Задачи курсового проектирования:
Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в процессе изучения дисциплины
Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности
Научить навыкам обработки информации
Развивать умения поиска решения поставленных проблем
Развивать логическое мышления (умения выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы)
Развивать навыки передачи и презентации результатов работы
Воспитывать культуру делового общения в процессе выполнения, оформления и презентации проекта
Если рассматривать курсовой проект как самостоятельную учебно-исследовательскую работу студента, выполненную под руководством преподавателя, то на каждом этапе этой работы у студента и его руководителя есть чем заняться. Основные этапы работы над курсовым проектом представлены в таблице 2 [5].
Таблица 2. Основные этапы работы над проектом
Этапы работы и их содержание
Оценку полноты разработки поставленных вопросов
Оценку курсового проекта
Список использованной литературы
Плеханов П.Г. Лебедева Е.Г. Михайлова Л.Н. Научно-исследовательская и творческая деятельность студентов. – Среднее профессиональное образование, 2008, №12, с. 24-27.
Сачкова Н.Н. Международные проекты и проектная деятельность студентов ремесленных профессий. – Среднее профессиональное образование, 2008, №2, с. 55-56.
Сухова Л.С. Курсовые работы в медицинском училище. – Среднее профессиональное образование (приложение), 2009, №2, с. 138-143
Слепенкова Е.А. Педагогические исследовательские проекты как средство модернизации профессионального образования учителей. – Среднее профессиональное образование, 2009, №2, с. 29-32.
Хабиева Е.Я. Организация проектной деятельности студентов на занятиях по дисциплине «Материаловедение». – Среднее профессиональное образование (приложение), 2009, №9, с. 53-66.
Бахмат С.А. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов. – Среднее профессиональное образование, 2009, №6, с. 50-53.
Похожие работы:
Рекомендации по нормированию расхода электрической энергии содержание
строительства: Настоящие Методическиерекомендации по нормированию расхода. норм расхода электрической энергии. Методическиерекомендации составил канд. техн. наук. учетом изменения применяемой технологии, состава оборудования и организации производства.
Методическиерекомендации по приготовлению и применению комплексных органических вяжущих
использованием различных КОВ. В настоящих Методическихрекомендациях изложена технология приготовления и применения. 983105, 975755, 833732, 1203062, 1279992. Методическиерекомендации составили кандидаты технических наук Л. М. Гохман, Д.
СТОМАТОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Зав. Кафедрой Фирсова И.В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 2 ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 3 КУРСА (5. амелогенеза и назначении лечения этой патологии. Методическиерекомендациисоставила ассистент кафедры терапевтической стоматологии Алешина Н.Ф.
Методическиерекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных.
информационно-насыщенной образовательной средой в составе программы, методических пособий, дидактических материалов и пособий. тесты; контрольные работы; устные упражнения; методическиерекомендации (рекомендации размещены на сайте издательства). Зубарева.
Методическиерекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров
для жизни и здоровья личного состава. Приложение N 1 к Методическимрекомендациям по действиям подразделений федеральной. убытия с места пожара 1 2 3 4 5 6 7 Приложение N 3 к Методическимрекомендациям по действиям подразделений федеральной противопожарной.
Источники: http://nsportal.ru/user/605273/page/kak-sostavit-metodicheskie-rekomendatsii, http://www.doumarx.ru/load/metodicheskie_rekomendacii_po_sostavleniju_godovogo_plana/1-1-0-261, http://gigabaza.ru/doc/118323.html
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением
- вводить
- вставлять
- заполнять
- зарядить
- земельный участок
- крыть
- надеть
- одеть
- принять
- разное
- сдать
- снять
- составлять
- стричь
- уложить
- устанавливать
- Правильное питание
- Правильные ответы
- Правильный фундамент
Правильно надеть бандаж видео | |
Дородовый и послеродовый универсальный бандаж На рынке ортопедической далее... |
Как правильно снять клеща с собаки | |
). Но принцип удаления похож. далее... |
Заговоры принять правильное решение | |
LiveInternet LiveInternet Заговоры на все случаи жизни Православные молитвы, далее... |
Популярные:
Как правильно вставлять баллон в пневматический пистолет (31) |
Правильно составлять поисковый запрос (28) |
Как правильно подключить видеокарту с дополнительным питанием (27) |
Как правильно составлять рабочую программу фгос (26) |
Правильно зарядить пальчиковые аккумуляторы (25) |
Правильно вводить мобильный номер (23) |
Наиболее читаемые:
Как правильно одеть леску на триммер | |
Перезаряжаем мотокосу. Как наматывать леску на катушку далее... |
Как правильно составлять формулу мицеллы | |
Составление формулы мицеллы коллоидного раствора для специальностей 19.02.03 далее... |
Как правильно вставлять в ухо гарнитуру bluetooth | |
Беспроводная гарнитура для телефона Стремление к комфорту и далее... |