Главная » Как правильно составлять

Выберите грамматически правильное продолжение предложения составляя предложение



Деепричастный оборот, примеры предложений

Синтаксические нормы. Построение предложения с деепричастием. Запятые, обособление.

Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Деепричастный оборот #8211; это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?».

Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами .

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

  1. основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
  2. часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
  3. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

  • Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
  • Она ушла, не закрыв за собой дверь.
  • Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
  • Гусь, увидя детей, улетел.
  • Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне )

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начиная работу с текстом,

1) у нас завязался спор.

2) постарайтесь внимательно прочитать его.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения - на ЕГЭ по русскому языку в задании A4 проверяются синтаксические нормы. а именно построение предложения с деепричастием.

Выбирая верное продолжение предложения, необходимо обратить внимание на следующие правила:

  1. Действия в деепричастном обороте и в главном предложении должны выполняться одним и тем же лицом. Проверяйте по подлежащему:
    • Говоря о подготовке к экзаменам, в классе поднялся шум (Действие говоря относится к людям, ученикам, а подлежащее в главном предложении - шум . Предложение неверно)
    • Говоря о подготовке к экзаменам, ученики зашумели (Действие говоря относится к ученикам, подлежащее в главном предложении - ученики . Предложение верно)

Если в главном предложении нет подлежащего, то глагол может быть выражен:

  • Формой повелительного наклонения: Говоря о подготовке к экзаменам, не забывайте про сайт Cognix (Действие говоря относится к собеседнику, главное предложение адресовано ему же. Предложение верно)
  • Инфинитивом в значении повелительного наклонения: Говоря о подготовке к экзаменам, нужно отметить роль самостоятельной подготовки (Нужно отметить относится к тому же лицу, что и говоря . Предложение верно)
  • Формой 1 или 2 л. изъявительного наклонения: Говоря о подготовке к экзаменам, вспоминаю беззаботную жизнь в детском саду (Действие говоря относится к автору, сказуемое вспоминаю также относится к нему. Предложение верно)
Задание A 4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Вариант 1

1. Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия.

2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры.

4) мы имели в виду главным образом его словарный запас

2. Размышляя о судьбах писателей,

1) между учениками разгорелся спор.

2) у меня возникла интересная догадка.

3) исследователь обнаружил несколько любопытных закономерностей.

4) мне стало грустно.

3. Фотографируя звёздное небо,

1) необходим штатив.

2) надо учитывать время восхода Луны.

3) объектив должен быть направлен на Полярную звезду.

4) испытывается необыкновенное воодушевление.

4. Прогуливаясь по березовой роще,

1) она думала о предстоящем вечере.

2) мне очень понравилась беседка, стилизованная под теремок.

3) время как будто останавливается.

4) на него воспоминания о детстве, проведённом в этих местах.

5. Играя в хоккей,

1) у Антона сломалась клюшка.

2) время пролетает незаметно.

3) спортсменов защищают специальные шлемы и налокотники.

4) Сашка забывал все школьные неприятности.

6. Производя ремонт в квартире,

1) очень важна последовательность работ.

2) рабочим не хватило масляной краски.

3) старайтесь не мешать соседям.

4) Сергею потребовалась помощь профессионального электрика.

7. Прослушав новый вариант исполнения песни,

1) ребятам не понравилась аранжировка.

2) он показался нам лучше, чем прежний.

3) жюри включило номер в программу фестиваля.

4) было устроено его обсуждение.

8. Путешествуя по предгорьям Анд,

1) у нас не раз возникало желание попробовать знаменитый южноамериканский кофе.

2) европейских туристов поражала бедность местного населения.

3) вы окунаетесь в мир незабываемых пейзажей.

4) определённые неудобства доставит вам незнание испанского языка.

9. Войдя в ярко освещённый зал,

1) повсюду засверкали вспышки фотоаппаратов.

2) юбиляра встретил гром аплодисментов.

3) нас поразило его богатое убранство.

4) артист поприветствовал публику.

10. Рассматривая коллекцию насекомых,

1) детям особенно понравились жуки-скарабеи.

2) была включена запись, воспроизводившая звуки природы.

3) Павел задержался в музее на час.

4) мне вспомнилось моё дачное детство.

11. Решая экзаменационные задачи,

1) от учеников потребуется доскональное знание программы.

2) вам понадобятся транспортир и калькулятор.

3) будьте внимательны при записи ответа.

4) главное внимание должно быть уделено аргументации ответов.

Задание A 4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Вариант 2

1) между гостем и хозяином разгорелся жаркий спор.

2) аккуратный дед сразу же снял мокрые сапоги.

3) мне сразу стало теплее.

4) у Натальи от мороза горели щёки.

2. Взглянув на часы,

1) мне стало стыдно за опоздание.

2) судьёй был дан финальный свисток.

3) от секретаря поступило предложение подождать в коридоре пять минут.

4) Женя извинился и поспешно вышел из комнаты.

3. Выбирая галстук,

1) большую роль играет материал.

2) покупателям предлагается подобрать также соответствующую сорочку.

3) Дмитрия смущала его расцветка.

4) учитывайте не только цвет рубашки, но и фактуру костюма.

4. Готовясь к публичному выступлению,

1) вам понадобятся дополнительные источники информации.

2) постарайтесь подобрать яркие, убедительные примеры.

3) неопытного оратора может охватить приступ паники.

4) Интернет поможет решить множество проблем.

5. Приехав в Санкт-Петербург,

1) нас поселили в новой современной гостинице.

2) школьники посетили множество интересных экскурсий.

3) вам предложат свои услуги многочисленные туристические агентства.

4) нашу делегацию никто не встретил

6. Вглядываясь в знакомый пейзаж,

1) вспоминается детство, которое уже не вернёшь.

2) невольное волнение охватывает душу.

3) на глаза иной раз набегают слёзы.

4) каждый раз замечаешь новые детали.

7. Слушая классическую музыку,

1) на меня особое впечатление производят сочинения И.С. Баха.

2) молодые эстрадные исполнители повышают уровень своей музыкальной культуры.

3) у Насти не раз возникало желание поступить в музыкальную школу.

4) у подростков формируется и развивается музыкальный вкус.

8. Возвратившись из поездки,

1) произошёл интересный случай.

2) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.

3) мне не спалось.

4) надолго запомнились интересные случаи в пути.

9. Ожидая начала спектакля,

1) зрители с интересом рассматривали причудливые рисунки на занавесе.

2) у папы, заядлого театрала, в глазах всегда горело нетерпение.

3) программка перелистывалась Соней снова и снова.

4) актёрами овладело волнение, которое всегда сопутствует премьере.

10. Получив в подарок радиоуправляемый самолёт,

1) мальчику захотелось немедленно его опробовать.

2) мечта Ильи осуществилась.

3) дети запрыгали от радости.

4) у Саши не сразу получилось им управлять.

11. Расписываясь в получении бандероли,

1) Олега охватило радостное возбуждение.

2) озябшие пальцы с трудом слушались старика.

3) Анной Сергеевной была замечена ошибка в написании её фамилии.

4) юноша заметно нервничал.

Презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме:
А4. Синтаксические нормы. Деепричастный оборот

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Построение предложений с деепричастием
А4. Синтаксические нормы

Слайд 2
Чтобы выполнить это задание, необходимо владеть синтаксическими нормами употребления деепричастного оборота: деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол (сказуемое), обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому же лицу или предмету. Именно он и будет обозначаться подлежащим в таком предложении. Деепричастный оборот может употребляться и в односоставных предложениях (определенно-личных, неопределенно-личных, где лицо косвенно выражается в форме сказуемого). В безличных предложениях деепричастный оборот может употребляться только при сказуемом, выраженном неопределенной формой глагола, так как в таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего.

Слайд 3
Деепричастный оборот
Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом: Ветер дует порывами, постоянно меняя своё направление. Постоянно меняя своё направление – деепричастный оборот. Деепричастный оборот может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми:Сердито воя, дует холодный осенний ветер.Дует, сердито воя, холодный осенний ветер.Холодный осенний ветер дует, сердито воя.

Слайд 4
Ошибки в употреблении деепричастного оборота
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Кто подъезжал к станции? Деепричастие выражает действие того же подлежащего, что и глагол-сказуемое, и притом действие активное. Дорогая Любовь Ивановна! Уходя на заслуженный отдых, администрация больницы желает Вам всего наилучшего. Кто уходит на заслуженный отдых? Администрация, поскольку это слово является подлежащим.

Слайд 5
Особенно часто встречаются такие речевые ошибки с деепричастными оборотами: читая роман, перелистывая страницы, прочитав книгу.Попробуйте продолжить предложения. Вот один вариант.Читая пьесу, особое впечатление произвел на меня Петя Трофимов.Правильно? Если подлежащее – впечатление, то оно и читало пьесу!

Слайд 6
Как правило, неудачным оказывается употребление деепричастных оборотов в безличных предложениях (хотя это не исключается, но там довольно тонкие правила, поэтому осторожность будет не лишней). Убедившись, что изменить существующий порядок он не в силах, Печорину стало скучно. Печорин – не подлежащее (слово стоит не в именительном падеже), поэтому деепричастный оборот здесь следует заменить придаточным предложением: Когда герой убедился, что изменить существующий порядок он не в силах… - либо избавиться от безличного предложения, заменив его двусоставным: Убедившись…Печорин заскучал.

Слайд 8
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Поднявшись на смотровую площадку,можно увидеть весь город.открывается чудесный вид на город.город виден как на ладони.охватывает волнение при виде открывшихся просторов.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Создавая экологический прогноз,учитывается состояние окружающей среды нашего города.оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.требуются специальные знания.учеными обработан большой статистический материал.

Слайд 9
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Используя языковые средства выразительности,речь наполняется яркими красками.писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.подчеркивается индивидуальность стиля.мысль автора выглядит более убедительно. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Отогнав акул далеко в море,спасателей уже ничто не волновало.дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.жителей поселка ожидала другая напасть.

Слайд 10
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Расположившись на земляной насыпи,зрителям был виден весь стадион.игра сопровождалась одобрительными или возмущенными криками зрителей.у зрителей был прекрасный обзор всего поля.можно было наблюдать за ходом соревнований.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Высказав мысль о необходимости разностороннего образования,она очень слабо аргументирована.ученый не счел нужным комментировать ее.ее аргументация практически отсутствует.в статье поднимается очень актуальный вопрос.

Слайд 11
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая растения средней полосы,у меня появился интерес к этой проблеме.некоторые из них используются для озеленения участков.они были собраны в гербарий.обратите внимание на их отличия от растений других зон.Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Начав заниматься музыкой, у вас остается мало времени для развлечений.в значительной степени развиваются творческие способности.у меня появилось много интересных знакомых.я познакомился с нотной грамотой.

Слайд 12
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Разбивая виноградники,крестьяне учитывали рельеф местности.большое значение имеют географические факторы.учитывается состав почвы.торговцами определялись потребности в винограде. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Потребляя небольшое количество топлива,сберегаются энергоресурсы.машина может развивать высокую скорость.решается задача энергосбережения.одно из достоинств машины – экономичность.

Слайд 13
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Пользуясь советами специалистов,все станет простым и понятным.требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.у меня возникло собственное решение проблемы.вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Составляя предложение, мне было сделано замечание.обдумывается его структура.учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.должен учитываться стиль речи.

Слайд 14
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Играя в шахматы,развиваются мыслительные способности.мне не было равных.вы получаете большое удовольствие.необходимо внимание.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Отправляясь в поход, путь казался легким. нами был выбран маршрут.берите только самое необходимое.проверяется надежность спутника.

Слайд 15
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Читая книгу, мне было интересно. иногда делаются заметки на полях. не увлекайтесь только сюжетом. необходимо хорошее освещение.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Пользуясь калькулятором, мне удалось получить точный результат. вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память. расчет производится быстро и легко. помощь родителей мне не понадобилась.

Слайд 16
Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Раскрыв журнал,мое внимание привлекло одно интервью.он оказался неинтересным.в нем оказалось много полезной информации.я сначала просмотрел заголовки.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Нарушая правила безопасности, мне было сделано замечание. вы рискуете своим здоровьем. возникает угроза жизни окружающих. поведение человека заслуживает порицания.

Слайд 17
ОТВЕТЫ:
1 2 2 2 4 2 4 4 1
2 4 3 3 3 3 2 4 2

Источники: http://5-ege.ru/sintaksicheskie-normy/, http://svetlana5ege.blogspot.ru/2014/04/4.html, http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/04/21/a4-sintaksicheskie-normy-deeprichastnyy-oborot






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением



Как правильно:



Статьи по теме:

Как правильно одеть кенгуру для детей

На главную / Досуг / Детские вещи далее...

Как правильно уложить поликарбонат на теплицу

Установка поликарбоната Установка поликарбоната — как правильно установить далее...

Правильно заполнять бланки инн

Заявление на получение ИНН форма 2.2 Получение далее...


Популярные:

Как правильно составлять смс (2)
Как правильно сказать надеть оба туфля (2)
Выбери правильно составленную цепь питания (2)
Правильно устанавливать направляющие ящиков (2)
Правильно подстригать йорка видео (2)
Как правильно пеленать только руки младенцу (1)

Наиболее читаемые:

Как правильно одеть леску на триммер

Перезаряжаем мотокосу. Как наматывать леску на катушку далее...

Как правильно составлять формулу мицеллы

Составление формулы мицеллы коллоидного раствора для специальностей 19.02.03 далее...

Как правильно вставлять в ухо гарнитуру bluetooth

Беспроводная гарнитура для телефона Стремление к комфорту и далее...