Главная » Как правильно составлять

Как правильно составлять методические рекомендации



Как составить методические рекомендации

Предварительный просмотр:

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

➢ сведения об авторе (авторах);

➢ список рекомендуемой литературы по данной теме;

➢ приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:

➢ название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

➢ фамилия, имя, отчество автора;

➢ название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

2. На втором листе вверху приводится аннотация. включающая лаконичные сведения о:

➢ сути рассматриваемых вопросов;

➢ предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

➢ источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

➢ возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

➢ Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О. должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

➢ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

➢ определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

➢ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

➢ обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурировать в следующей логике:

➢ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

➢ дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

➢ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

➢ предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

➢ планы проведения конкретных дел, мероприятий;

➢ методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

➢ примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

➢ методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

➢ схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

➢ примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА

Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной Общеобразовательной Программой и Уставом. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году.

Четкой классификации планов ДОУ нет, предлагается множество вариантов составления планов, суть которых, как правило, сводится к переписыванию содержания из годового плана в месячный, из месячного в ежедневный.

Можно выделить следующие трудности в планировании:

· отсутствие четкой и одновременно простой модели планирования,

· слабая реализация главных принципов воспитания и обучения (систематичность, последовательность и пр.),

· перегруженность (недогруженность) планов,

· несбалансированное распределение обязанностей между исполнителями,

· неравномерное планирование сроков мероприятий.

· - высокая плотность планов;

· - неравномерное распределение мероприятий между исполнителями и по срокам;

· - планирование нереальных дел;

· - отсутствие контроля и самоконтроля;

· - нерациональная композиция целей (совокупность выделенных задач не обеспечивает в полном объеме достижение цели или задачи пересекаются);

· - выдвижение в качестве цели процесса, а не результата;

· - чрезмерная фиксация внимания на второстепенных деталях.

Годовой план начинается с написания анализа работы ДОУ за прошедший учебный год. Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году. В вводной части прописывается анализ результатов работы, причин невыполнения предыдущего годового плана, особых затруднений в работе воспитателей, интересной экспериментальной работы, мнения родителей о перспективах развития в ДОУ. Рекомендуется намечать 2 – 3 задачи, вытекающие из плана развития ДОУ и анализа его работы за прошедший период. Бывает так, что та или иная задача вызвана неудовлетворительным положением дел по конкретному вопросу. Проанализировав все перечисленные параметры, обсудив полученные результаты с коллективом, выбрав основные направления по которым будет работать коллектив в предстоящем учебном году, можно переходить к формулировке основных задачдеятельности ДОУ на предстоящий учебный год. Суть анализа не в том, чтобы дать перечень сделанного в учебном году, а в том, чтобы сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, обеспечивающие успех; выявить причины, породившие недостатки, с указанием их отрицательных воздействий и последствий.

Формулировка годовых задач вызывает у старших воспитателей, заместителей заведующих, да и заведующих тоже наибольшие трудности. Задачи: первая третьего года, вторая второго года, третья новая. Задача пишется с глагола, например: совершенствовать, формировать, создавать условия и т.д. Одна из задач по здоровьесбережению.

Нужно постараться сделать так, чтобы задача была не очень объемной в плане ее выполнения и реальной для решения, но и не очень узкой, замыкающейся на очень конкретных условиях ее реализации. Важно в самом начале написания годового плана распределить всю работу так, чтобы соблюдался баланс между различными формами работы, как с детьми, так и с родителями, и с педагогами.

По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:

1. Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);

2. Основное содержание плана;

3. Сроки выполнения запланированных мероприятий;

4. Ответственные за выполнение плана лица.

Приступая к составлению годового плана ДОУ, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана.

Нужно помнить, что годовой план – это живой рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением. Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступать от ранее запланированных мероприятий. Нужно только уметь доказать, объяснить почему нужно так поступить.

Следует учесть и то, что в годовой план требует построения определенной работы с кад­ рами, организационно-педагогической работы с детьми, построения взаимодействия с семьей.

Один из ответственных моментов: выбор формы написания плана. Форма написания плана может быть самой различной:

календарной (разбитой по месяцам),

цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),

текстовой (иметь текстовое описание содержания),

табличным (иметь табличную форму написания),

блочно – схематичным ( разбитым на определенные блоки работы).

Годовой план должен включать в себя:

- описание организационно-педагогической работы (подготовка ДОУ к новому учебному году, качественная и количественная характеристика педагогов, расстановка по возрастным группам, материальное обеспечение педагогического процесса, организация предметно-развивающей среды и т.д.);

- перечень мероприятий, направленных на повышение педагогической квалификации воспитателей;

- описание мер контроля за воспитательно-образовательной работой в ДОУ, работой всех структур ДОУ;

- представление многоплановой работы с родителями;

- перечень мероприятий, направленных на повышение квалификации обслуживающего персонала;

- описание административно-хозяйственной работы в ДОУ;

- расписание медико-профилактической работы в ДОУ;

- перечень производственных собраний и мероприятий.

Этапы составления плана:

Iэтап. Сначала спланировать ежемесячно повторяемые дела, определяемые спецификой работы ДОУ и особенностями каждого месяца учебного года (например, проведение педагогических советов, первичной полугодовой и итоговой диагностики дошкольников, подготовка и проведение праздников и др.).

IIэтап. Помесячно спланированные мероприятия дополнить традиционными для этого ДОУ сложившимися мероприятиями (например, проведение праздников Папа, мама, я – спортивная семья”, Конкурс педагогических идей” и т.д.).

IIIэтап. Запланировать новые мероприятия для реализации целей и задач, которые определены на основе анализа деятельности ДОУ за предыдущий год. Для самоанализа плотности годового плана предлагается построить диаграмму: по вертикали отметить количество мероприятий, по горизонтали – месяцы года.

Разделы плана ( для примера): 1. Работа с кадрами. 2. Организационно-педагогическая деятельность. 3. Контрольно- аналитическая деятельность. 4. Организация воспитательно и оздоровительной работы. 5. Административно- хозяйственная деятельность.

Обязательные приложения к годовому плану СКАЧАТЬ

Курсовые проекты выполняются по спецдисциплинам и дают возможность закрепить именно те теоретические знания и умения, которые понадобятся в их будущей профессиональной деятельности. Проектирование как метод познания помогает студентам осознать, какую роль играют знания и умения, когда они перестают быть абстрактными и становятся практически полезными, необходимыми для овладения профессией.

Что такое курсовой проект? Не существует единой формулировки. Разные авторы предлагают следующие варианты:

Курсовой проект – это …

самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная под руководством преподавателя, одна из основных форм учебных занятий и форм контроля учебной работы студентов [3]

специально организованный процесс индивидуального решения определенной проблемы, направленный на достижение комплекса обучающих, развивающих и воспитательных целей с обязательной презентацией полученных результатов [4]

Цели курсового проектирования:

Выявление уровня усвоения теоретического материала

Обобщение теоретических знаний и практических умений и навыков в систему

Задачи курсового проектирования:

Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в процессе изучения дисциплины

Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности

Научить навыкам обработки информации

Развивать умения поиска решения поставленных проблем

Развивать логическое мышления (умения выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы)

Развивать навыки передачи и презентации результатов работы

Воспитывать культуру делового общения в процессе выполнения, оформления и презентации проекта

Если рассматривать курсовой проект как самостоятельную учебно-исследовательскую работу студента, выполненную под руководством преподавателя, то на каждом этапе этой работы у студента и его руководителя есть чем заняться. Основные этапы работы над курсовым проектом представлены в таблице 2 [5].

Таблица 2. Основные этапы работы над проектом

Этапы работы и их содержание

Оценку полноты разработки поставленных вопросов

Оценку курсового проекта

Список использованной литературы

Плеханов П.Г. Лебедева Е.Г. Михайлова Л.Н. Научно-исследовательская и творческая деятельность студентов. – Среднее профессиональное образование, 2008, №12, с. 24-27.

Сачкова Н.Н. Международные проекты и проектная деятельность студентов ремесленных профессий. – Среднее профессиональное образование, 2008, №2, с. 55-56.

Сухова Л.С. Курсовые работы в медицинском училище. – Среднее профессиональное образование (приложение), 2009, №2, с. 138-143

Слепенкова Е.А. Педагогические исследовательские проекты как средство модернизации профессионального образования учителей. – Среднее профессиональное образование, 2009, №2, с. 29-32.

Хабиева Е.Я. Организация проектной деятельности студентов на занятиях по дисциплине «Материаловедение». – Среднее профессиональное образование (приложение), 2009, №9, с. 53-66.

Бахмат С.А. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов. – Среднее профессиональное образование, 2009, №6, с. 50-53.

Похожие работы:

Рекомендации по нормированию расхода электрической энергии содержание

строительства: Настоящие Методическиерекомендации по нормированию расхода. норм расхода электрической энергии. Методическиерекомендации составил канд. техн. наук. учетом изменения применяемой технологии, состава оборудования и организации производства.

Методическиерекомендации по приготовлению и применению комплексных органических вяжущих

ис­пользованием различных КОВ. В настоящих Методическихрекомендациях изложена технология приготовления и применения. 983105, 975755, 833732, 1203062, 1279992. Методическиерекомендации составили кандидаты технических наук Л. М. Гохман, Д.

СТОМАТОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ Зав. Кафедрой Фирсова И.В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 2 ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 3 КУРСА (5. амелогенеза и назначении лечения этой патологии. Методическиерекомендациисоставила ассистент кафедры терапевтической стоматологии Алешина Н.Ф.

Методическиерекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных.

информационно-насыщенной образовательной средой в составе программы, методических пособий, дидактических материалов и пособий. тесты; контрольные работы; устные упражнения; методическиерекомендации (рекомендации размещены на сайте издательства). Зубарева.

Методическиерекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров

для жизни и здоровья личного состава. Приложение N 1 к Методическимрекомендациям по действиям подразделений федеральной. убытия с места пожара 1 2 3 4 5 6 7 Приложение N 3 к Методическимрекомендациям по действиям подразделений федеральной противопожарной.

Источники: http://nsportal.ru/user/605273/page/kak-sostavit-metodicheskie-rekomendatsii, http://www.doumarx.ru/load/metodicheskie_rekomendacii_po_sostavleniju_godovogo_plana/1-1-0-261, http://gigabaza.ru/doc/118323.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением



Как правильно:



Статьи по теме:

Правильно надеть чехлы из экокожи

Как правильно одеть чехлы на сидения далее...

Правильно считать начало беременности

С какого дня считать беременность Две полоски на далее...

Правильно должен быть заполнен больничный лист

СЗВ-М на единственного учредителя сдавать не нужно Если далее...


Популярные:

Какие порции должны быть при правильном питании (17)
Правильное питание приготовить куриное филе (14)
Правильное питание приготовить куриную грудку (14)
С чем едят гречку при правильном питании (13)
Приготовить кальмары правильное питание (12)
Правильное питание можно есть обед (11)

Наиболее читаемые:

Как правильно одеть леску на триммер

Перезаряжаем мотокосу. Как наматывать леску на катушку далее...

Как правильно составлять формулу мицеллы

Составление формулы мицеллы коллоидного раствора для специальностей 19.02.03 далее...

Как правильно вставлять в ухо гарнитуру bluetooth

Беспроводная гарнитура для телефона Стремление к комфорту и далее...